Подошел к концу январь – первый месяц нового коммунального сезона. Все без исключения жители России получили квитанции на оплату ЖКХ, суммы в которых, как это бывает в начале года, неприятно удивили.
За что? Закономерный вопрос жителя, не заметившего ни появления хрустальных люстр в своем подъезде, ни бассейна во дворе, ни даже своевременной разгрузки мусоропровода.
Вопрос закономерный, главное, чтобы у задающего было четкое понимание, кому его задавать.
Идея сменить привычные ДЭЗы и ЖЭКи на частные управляющие компании преследовала важную цель: повысить конкуренцию и снизить цены. Качество обслуживания при этом должно было вырасти в разы. Как это часто бывает с благими намерениями, воплощение оказалось далеко от идеала.
Прежде всего, граждане отнюдь не побежали бегом записываться в ТСЖ и выбирать себе управляющие компании. Подавляющее большинство россиян сделали вид, что это их вообще не касается: моя квартира – моя крепость, а за дверью – хоть потоп.
Как известно, там, где образуется вакуум общественного внимания и интереса, но маячат вполне конкретные деньги, всегда появляется поле для махинаций и недобросовестного использования ситуации в совсем не благих целях.
В результате ТСЖ во многих местах создавались формально и от имени этих липовых «товариществ» заключались договоры со спешно созданными фирмами, нередко не имеющими никакого опыта обслуживания коммунальных систем, за исключением сбора денег.
В отдельных местах такие истории заканчивались вовсе плачевно: управляющая компания собирала деньги с населения, при этом категорически игнорировала свои обязанности, а затем банкротилась и исчезала.
В других местах в частные компании переформатировались бывшие ДЭЗы и ЖЭки, и это оказалось меньшим из зол, поскольку их сотрудники хотя бы представляли себе поле деятельности и худо-бедно продолжали ту же работу.
Но за другие деньги.
Став частными, управляющие компании (среди них и бывшие ДЭЗы, и ЖЭКи) получили право самостоятельно формировать цены на свои услуги, ставя жителей перед фактом - круглой суммой в итоговой графе красиво отпечатанной квитанции.
Безусловно, гражданин имеет право знать, из чего складывается круглая сумма. Ряд базовых тарифов, например, на газ, электричество поддается регулированию, но остается уборка подъездов, придомовой территории, обслуживание лифтов. Цены на эти услуги управляющие компании диктуют свои, зависимые пока лишь от аппетитов УК. Платят жители - значит, цена их устраивает.
Разумеется, устраивает не всех. Есть граждане, для которых новые цены оказываются почти неподъемными, для других это новая серьезная нагрузка на семейный бюджет, третьи просто не видят повода платить больше за услугу того же качества.
Именно для того, чтобы собрать весь массив информации по внедрению новых тарифов в сфере ЖКХ, Общественная палата РФ открыла «горячую линию». Мы предлагаем всем россиянам сообщать о фактах необоснованного завышения цен на услуги ЖКХ в своем городе, поселке, любом населенном пункте.
Но нужно четко понимать: с одной стороны, есть увеличившиеся издержки монополистов и естественный рост цен, а есть спекулятивный, обусловленный лишь желанием УК получить как можно больше денег. Глава правительства Владимир Путин считает допустимым рост тарифов лишь в пределах 15 процентов, и мы намерены отталкиваться именно от этой цифры.
После того, как Общественная палата соберет информацию, станет понятна география проблем и их специфика. После этого мы сможем предложить правительству страны меры по регулированию этого все еще дикого во многих случаях рынка.
Проблема еще и в том, что пока нет четкого понимания, как тарифицировать услуги жилищно-коммунального сектора. Есть северные регионы, где полгода снегу по пояс, и есть территории, где снега вообще не бывает. Значит, уборка двора должна оцениваться в этих местах по-разному. А вот цены на приведение в порядок внутриподъездных площадей, ремонт лифтов и разгрузку мусоропроводов можно было бы унифицировать.
Нас могут обвинить в том, что, жестко регулируя тарифы, мы выдавим с этого рынка всех частников, желающих составить конкуренцию привычным ДЭЗам. Отвечаю: добросовестные компании, желающие нормально работать не уйдут. А если эту поляну покинут разного рода паразиты и махинаторы, думаю, системе ЖКХ это пойдет только на пользу.
Еще одна важная задача «горячей линии» Общественной палаты – формирование общественного мнения. Во-первых, граждане, озабоченные резким ростом цен в новых платежках, должны наконец задуматься о собственной роли в выборе управляющих компаний, то есть о реальном, а не липовом участии в ТСЖ и иных объединениях жителей и более добросовестном отношении к своим гражданским обязанностям.
Во-вторых, общественное мнение – это очень сильный аргумент в дискуссии с любым оппонентом. Особенно в нынешний год, когда политические партии в борьбе за голоса избирателей будут крайне чувствительны к любым проявлениям общественного мнения. И формирование нормативов в сфере ЖКХ окажется вполне под силу активным и неравнодушным гражданам.
Из блога ОП РФ - http://www.oprf.ru/blog/?id=236