Ширит круг коммунальный недуг!
Недавно Минрегион предложил разделить платежи по ЖКУ, чтобы сделать их более прозрачными и лишить управляющие компании возможности "химичить" с деньгами плательщиков. Дескать, некоторые управляющие компании перечисляют поставщикам ресурсов денег меньше, чем собрано с жильцов. А так средства будут уходить непосредственно адресатам, минуя посредников. Управляющие компании же пусть себе взимают деньги за жилищные услуги.
Беспредел в коммунальном хозяйстве страны достиг той черты, за которой делать вид, что ничего не происходит, и молчать уже нельзя. По некоторым данным, износ объектов ЖКХ составляет сегодня в среднем 60 процентов, а в ряде регионов доходит до 80 процентов. Это означает, что большинство задействованных в этой сфере предприятий и организаций лишь продолжают использовать полученный во владение ресурс, ничего не вкладывая в его развитие, капремонт, замену изношенных сетей и оборудования.
На днях наш премьер-министр Владимир Путин потребовал от профильных министерств и ведомств представить ему на подпись документ, который решает проблему получения сверхприбылей энергосбытовыми компаниями. Они - сбытовые компании - это честно заслужили. Достаточно вспомнить, какой напряг они устроили некоторое время назад жителям ВАО и ЮВАО столицы, оспаривая право на реализацию электричества населению. Энергетика, как передовая и цивилизованная отрасль, вообще себя дискредитировала после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Хотя в данном случае речь идет о генерирующей, а не о сбытовой компании. Однако и здесь выработанную электроэнергию даром никому не отдавали, а вот чтобы закрепить как следует огромную металлическую крышку, нескольких железок не нашли.
Что уж говорить об управляющих компаниях, которые в рамках обслуживания нашего с вами жилья беспредельничают не просто часто - слишком часто. Вот, например, мы давно склоняли свою управляющую компанию к тому, чтобы она привела в порядок цоколь нашего жилого дома: краска облупилась, от сырости буквально мох местами вырос. Через полгода интенсивной переписки и уговоров пришли какие-то гастарбайтеры, неопрятно помазали цементом то здесь, то там (кстати, далеко не все щели между цоколем и отмостками замазали), "зелень" вообще не счистили, а до покраски дело так и не дошло. Интересно: сколько денег выделила управляющая компания на эти так называемые "работы"? И это скорее всего еще самый безобидный и не очень финансовоемкий мухлеж.
Однако спасут ли нас с вами раздельные счета за ЖКУ, так называемое расщепление?
Специалисты фонда "Институт экономики города" считают не совсем состоятельным аргумент авторов затеи о том, что управляющие компании перечисляют за потребленные многоквартирными домами коммунальные ресурсы меньше денег, чем собирают. Действительно, перечисляются далеко не все сто процентов платежей. Но это потому, что собрать с населения сто процентов платы за коммунальные услуги просто невозможно. По мнению специалистов фонда, хорошим сбором платы за ЖКУ является уровень 95 процентов. Это реальность, которая отличается от теории. Но даже при такой собираемости и полном перечислении средств управляющая организация остается ежемесячно должна - через полгода ее можно банкротить. Стало быть, неполные платежи управляющих компаний ресурсоснабжающим организациям - вовсе не обязательное свидетельство воровства, а результат неурегулированных договорных отношений.
Правда, специалисты фонда "Институт экономики города" все же признают наличие случаев, когда управляющие компании, собирая деньги, направляют их на другие нужды или присваивают часть средств себе, а ресурсоснабжающим организациям недоплачивают. Безусловно, это неправомерные действия, которые влекут за собой длинную цепочку неприятностей, сказывающихся в конечном итоге именно на потребителе. Например, теплоснабжающая организация, не получив денег за отпущенное тепло, не заплатит своим смежникам за использованный для генерации тепловой энергии газ. В такой ситуации можно и без тепла остаться, даже аккуратно оплачивая счета.
Иногда крупные задолженности поставщикам ресурсов образуются из-за неправильного расчета сумм ими же самими. Так случалось даже в Москве (при отсутствии общедомовых приборов учета): суммы за тепло и горячую воду рассчитывались ресурсопоставщиками не как населению, а как организациям и предприятиям.
- К нам идет постоянный поток жалоб и заявлений по коммунальным платежам - правильности начислений и перерасчетов, - прокомментировала нашей газете ситуацию юрист Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Мария Свиридова. - Недавно был случай в одном из округов столицы, когда жителям многоквартирного дома прислали перерасчет за отопление: от 500 рублей до 6 - 8 тысяч рублей на одну квартиру. Управляющая компания сообщила, что перерасчет произведен, исходя из показаний общедомового счетчика. Жители предложили в таком случае пересчитать плату за тепло и за предыдущие годы, когда оно оплачивалось по нормативу, и погасить таким образом немалые суммы перерасчета. Но самое интересное оказалось в том, что ресурсопоставляющая организация заявила: ею счета были выставлены на меньшие суммы, чем представила жильцам управляющая компания. Вообще тенденция в сфере ЖКХ - перерасчеты в пользу потребителя практически отсутствуют или бывают на минимальные суммы - 80 - 100 рублей. Тем не менее не думаю, что расщепление счетов за ЖКУ станет панацеей от всех бед. Для этого надо четко сформулировать, кто, как и за что должен платить. Если это будут разные платежки в адрес нескольких организаций, то не надо забывать о комиссии, которая взимается с некоторых пор с прохождения каждого платежного документа. Получается, что потребитель все равно понесет дополнительные затраты. Не лучше ли усилить контроль деятельности управляющих компаний? Ведь даже та отчетность о расходах, которую они публикуют в обязательном порядке на своих сайтах, носит формальный характер. А сами платежки всегда составляются таким образом, что рядовому гражданину достаточно сложно в них разобраться. В такой ситуации потребителю остается одно - жаловаться. То есть писать письменные заявления, на которые соответствующие организации обязаны реагировать, осуществляя свое право проводить внеплановые проверки.
Кстати, специалисты фонда "Институт экономики города" считают: расщепление счетов - это замена экономических отношений административными, а надо просто совершенствовать нормативно-правовую базу. Например, урегулировать сроки расчетов ресурсоснабжающих организаций с исполнителями коммунальных услуг (управляющие компании, ТСЖ и т. д.). Также надо урегулировать процедуры взаимных сверок потребленного ресурса, разработать типовые или примерные договоры ресурсоснабжения с учетом скидок и прочих факторов.
Эксперты опасаются: существующие ныне де-факто ЕИРЦ при расщеплении платежей станут существовать де-юре. Ведь сегодня Жилищный кодекс РФ позволяет осуществлять коммунальные платежи напрямую, а с расщеплением счетов управляющие компании (а это и ЖСК, и ТСЖ) потеряют такое право. В результате потребитель может получить завышенные тарифы. Плюс можно будет забыть о ресурсосбережении: ведь экономить выгодно только самим потребителям и управляющим компаниям, а поставщикам ресурсов надо побольше продать.
То есть опять нам платить и платить. А ведь многие эксперты давно говорят: нельзя проводить реформу ЖКХ за счет населения. Мы с вами, с нашими скромными зарплатами, не способны наполнить местные бюджеты и счета коммунальных организаций так, чтобы собственными силами в два-три года взять и переложить все сгнившие сети - водоводы, теплотрассы. А бесконечное повышение тарифов на ЖКУ только увеличивает процент неплательщиков, в результате чего ресурсопоставляющие организации недополучают свои деньги. Замкнутый круг. И мы его делаем все шире и шире. А трубы, котельные и прочий коммунальный реквизит тем временем все ветшают и ветшают.