С критикой по вопросу распределения бюджетных средств выступила депутат Госдумы ФС РФ VI созыва, первый заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева при обсуждении законопроекта № 348499-6 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» на заседании Комитета по жилищной политике и ЖКХ.
Елена Николаева: Расходы на ЖКХ и жилищную политику срезать нельзя
«Если мы планируем реализовать наш потенциал развития, мы не имеем права срезать расходы на ЖКХ и жилищную политику», — заявила Елена Леонидовна. «На инвестиционном форуме в Сочи Министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что российская экономика находятся в состоянии стагнации. При этом есть реальный риск того, что застой в экономическом развитии оберётся глубоким системным кризисом, последствия которого сложно оценить, — напомнила собравшимся Николаева, — и в виду этого проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов имеет особенную важность. Сейчас – как раз то самое время, когда у нас ещё есть возможность эффективно использовать средства федерального бюджета в целях развития инфраструктурных элементов, жизненно важных для страны».
Сейчас у нас достаточно доходных статей бюджета. Есть доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставном капитале доходов от размещения свободных средств федерального бюджета, процентов от бюджетных кредитов внутри страны, арендной платы, платы «за передачу в возмездное пользование» государственного имущества. Есть доходы от пользования природными ресурсами.
Что творится с финансами в сферах ЖКХ и строительства?
А теперь давайте рассмотрим, как планируется расходовать средства на нужды ЖКХ. На государственную программу «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем» в прошлом году было выделено 118,5 млрд. рублей, планировалось выделить в 2014 году 114.5 млрд. рублей. Сейчас в проекте мы видим менее 100 миллиардов – около 83% от запланированного объёма. Субсидии на коммунальные услуги в сфере ЖКХ в 2013 году составили 12,8 млрд. рублей, планировалось по паспорту на 2014 год – 14 млрд., сейчас запланировано лишь 11 (примерно 86%). В 2013 году на Федеральную целевую программу «Жилище» было выделено 42 млрд. рублей, по паспорту планировалось на 2014 год – 40,8 млрд., по настоящему проекту – 37,4 млрд. (88% от запланированного объёма средств). Финансирование программы «Чистая вода» — 2 миллиарда вместо 3 на 2014 год – 67% от необходимого объёма. Необходимо увеличивать финансирование!
Согласно справочным материалам к проекту бюджета, «указанные отклонения обусловлены выделением дополнительных бюджетных ассигнований на исполнение полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан». В частности, речь идёт об исполнении обязательств по федеральному закону «О ветеранах» (расходы в объёме 9 млрд. рублей). Также планируется уменьшить объем имущественного взноса Российской Федерации в Госкорпорацию «Фонд содействия реформированию ЖКХ», направляемого для реализации региональных адресных программ по переселению из аварийного жилья в размере 20 млрд. рублей в связи с предполагаемым увеличением на указанную сумму средств уже в 2013 году на Гос.программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в размере 4 млрд. рублей на обеспечение подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России», уменьшением финансирования, выделяемого на ФЦП «Жилище» на 3,389 миллиардов рублей в связи с экономией ресурсов на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры («исключение избыточных проектных решений, уменьшение мощности объектов»). Всё это якобы за счёт ввода денег Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР), программы государственных внешних заимствований.
Важно отметить, что по другим направлениям запланировано увеличение бюджетных расходов. Наибольшее увеличение произошло по отношению расходов подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы в части прикладных научных исследований в области энергетики», в том числе — увеличение субсидий научному учреждению ФГБУ «РЭА» на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике.
Так снижаются ли в итоге или увеличиваются расходы на энергетику и другие отрасли? И наш главный вопрос к бюджету – где запланированное снижение расходов за счёт 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»? Закон был принят в 2009 году! Мы уже должны быть свидетелями роста энергоэффективности и снижения энергопотребления!
Госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». В бюджете запланировано падение доли этого макрорегиона в структуре ВВП с 9% в 2013 году до 6,9% в 2020 году. При этом динамика производства в пересчёте к 2011 году растёт. Численность населения – не растёт. Индекс физического объёма инвестиций – положительный (количество инвестиций увеличивается – их вкладывают, а доля региона в доходах РФ падает!). Жилье строят, но только для увеличения обеспеченности квадратными метрами на одного человека за счёт запланированного снижения численности проживающего населения.
Важно правильно расставить приоритеты!
С мнением Николаевой были согласны все члены Комитета: по большинству государственных программ расходы увеличены, несмотря на сложную ситуацию в экономике. Пример программы по Дальнему Востоку показывает, что эффективность и отдача в чисто экономическом смысле не являются приоритетными факторами принятия решения при предложении проекта бюджета – ситуация с этим регионом понятна, она сложная, она требует большой работы. Но почему, в таком случае, если мы сосредоточены на долгосрочных приоритетах, уменьшаются расходы на социальную политику и ЖКХ?
Так каких позитивных изменений мы можем ждать от отрасли, объём государственных вложений в которую, не только не вырос, но упал? Какой модернизации? Какого улучшения качества услуг? – вопрошали законодатели?
Рост объёмов водопотребления, например, благодаря внедрению счётчиков, социальной нормы, повышающих коэффициентов, должен падать. Значит, налогооблагаемую базу можно увеличить только за счёт опережающего роста тарифов на услуги, что происходит и будет происходить.
Взнос в «Олимпстрой» по статье «непрограммные расходы» — 34,6 млрд. рублей в 2013 году и 16,5 млрд. рублей в 2014 году. Почти 50% 2013 года! А ведь уже феврале – открытие Олимпийских игр в Сочи. При этом на всё ЖКХ планировалось выделить около 140 миллиардов рублей, а теперь предлагается – суммарно около 105, 6 млрд.
Итоги обсуждения
Одним словом, при подведении итогов комитет, в целом поддерживал проект федерального закона № 348499-6 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Однако посчитал целесообразным рекомендовать увеличить объем бюджетных ассигнований на 2014 – 2016 годы на мероприятия по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны; по переселению граждан из закрытых административно-территориальных образований; по содействию проведению капитального ремонта многоквартирных домах; по проведению Всероссийского конкурса на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России»; на мероприятия по реализации ФЦП «Жилище» и реализацию ФЦП «Чистая вода»; пересмотреть в сторону увеличения и имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в целях переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, на 2014 год дополнительно в размере 20 миллиардов рублей. Скорректировать сроки реализации мероприятий Госпрограммы по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. А также рассмотреть возможность не индексировать в ближайшие три года тарифы на газ, электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение для населения, а высвобожденные бюджетные средства, предусмотренные на компенсацию, вызванную ростом платежей, направлять на реализацию инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, в первую очередь в малых и средних населенных пунктах.
http://www.elena-nikolaeva.ru
Коммуналка: куда катится жизнь?
Как сэкономить миллиард?
ЖКХ - необходимо усиление контроля на местах
Модель привлечения инвестиций в ЖКХ