Рост тарифов на услуги ЖКХ явление сегодня неизбежное.
Аргументы, которые выдвигают в пользу их роста поставщики услуг и энергоресурсов - увеличение цен на химические реагенты (например, цена на хлор в ноябре 2010 года разом «подскочила» на 60%), ГСМ и строительные материалы, и, прежде всего, на энергоносители. Доля их составляет 35-40% в тарифе на водоснабжение и водоотведение, и до 70% в тарифе на тепло. Продолжают список возросшие цены на услуги сторонних организаций по обслуживанию оборудования, на основные технологические и строительные материалы, а также увеличение ставок налогов, в частности отчислений во внебюджетные фонды на 40,8%.
Тарифы на услуги предприятий ЖКХ утверждаются Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области».
- Следует заметить, что в связи с интенсивным внедрением приборов учёта, сокращением потребления воды в муниципальных образованиях, пострадавших от засухи, продолжается тенденция снижения объёмов реализации услуг водоснабжения и водоотведения, - отмечает директор по экономике «Группы Коммунальные технологии» Лариса Камалова.
Основная причина снижения объемов реализации – счетчики сегодня устанавливают те, кто действительно экономит воду. В последнее время все более усугубляется проблема несоответствия прописки и фактического проживания людей.
- Но большинство затрат ресурсоснабжающих предприятий прямо пропорционально не зависит от объёмов обрабатываемой воды, большая часть их является относительно постоянной величиной: мы обязаны поддерживать технологический режим, обеспечивая бесперебойную работу оборудования и давление в сетях, поддерживая качество услуг, платить налоги, содержать персонал, обслуживать технологический процесс. Таким образом, необходимость поддержания систем водоснабжения и водоотведения в рабочем состоянии в условиях снижения полезного отпуска услуг влияет на рост тарифов в обратнопропорциональной зависимости.
Закладывается в тариф и рентабельность.
- В тарифах наших предприятий она составляет от 1% (по услугам водоснабжения и водоотведения) до 5% (по услугам теплоснабжения). Сегодня это не покрывает даже дефицит финансовых средств, который неизбежно возникает у всех коммунальных предприятий по причине неплатежей населения, - отмечает Лариса Камалова. – И только в тарифах ОАО «Миассводоканал» за счет включения в тариф прибыли на капвложения рентабельность составляет 7-9%. Впрочем, основные составляющие затрат и их доля в тарифе у всех наших предприятий примерно одинаковые:
В абсолютном выражении затраты на ремонты в 2011 году увеличены на 7%. Это установленный Федеральной службой по тарифам индекс. Однако в относительном выражении доля затрат на капитальный ремонт в общей величине тарифа снизилась и составляет от 1,4 до 1,6% при потребностях в десятки раз больше. Причина такой «дискриминации», по мнению экспертов, - формирование данной статьи практически по остаточному принципу. И, что греха таить, и этих крох едва хватает на устранение аварий и «латание» дыр, поскольку сети изношены, а оборудование давно пора отправить на пенсию. И спасательный круг в этом водовороте – модернизация и замена оборудования на энергоэффективное, затраты на которые необходимо включать в состав тарифа.
- Инвестиционные программы разработаны и утверждены на всех наших предприятиях, - продолжает Лариса Камалова, - их финансирование, а большинство мероприятий – дорогостоящие, предусмотрено за счет бюджетных средств, введения тарифов за подключение и инвестиционных надбавок к тарифам. Но кризис откорректировал многие планы: резко сокращено строительство новых объектов, введение надбавок к тарифам отложено, как и введение тарифов на подключение в Златоусте и Сатке, а плата, получаемая за подключение новых объектов в Миассе, составляет около 10% от расчетной величины, предусмотренной утвержденной программой. Прибыль на капитальные вложения предусмотрена только в тарифах ОАО «Миассводоканал». ОАО «Энергосистемы» и ООО «Златоустовский «Водоканал» во включении в тариф такой составляющей отказано регулирующим органом по причине ограничения роста тарифов предельными индексами.
В настоящее время ОАО «Миассводоканал» продолжает начатую в 2008 году реконструкцию очистных сооружений, а также модернизацию насосных станций водоснабжения ВН-5, ВН-7. Однако это не решает проблемы в целом. Расчеты показывают, что при условии ограничения роста тарифов, выполнение дорогостоящих инвестиционных проектов по водоснабжению и водоотведению только за счет инвестиционных средств в тарифах растягивает их реализацию на 20-25 лет. Сегодня «выкроить» средства можно лишь сократив потребление электроэнергии, затраты на обслуживание технологического процесса за счет его автоматизации. Вывод: инвестиционные программы должны из планов стать реальностью. И единственный способ этого добиться при данных обстоятельствах - привлечь долгосрочные заемные средства инвестора. Гарантия возврата - проведение долгосрочной тарифной политики.
- Мы уже начали проводить необходимые работы, чтобы перейти на новый метод тарифного регулирования на основе долгосрочных параметров (метод доходности инвестированного капитала), о котором стали говорить после выхода Федерального закона «Об энергосбережении», - рассказывает директор по экономике Лариса Камалова.
Метод доходности инвестированного капитала позволяет компаниям получать гарантированный возврат инвестиций и доход на инвестиции. Кроме этого, они получают стимул к снижению издержек, так как сэкономленные средства остаются в компании. Данный метод успешно применятся в электросетевых комплексах Европы, где неплохо себя зарекомендовал: в развитие сетей были привлечены инвестиции, при этом тариф сетевиков не вырос, а даже уменьшился (с поправкой на инфляцию). Такое чудо стало возможно благодаря тому, что в систему встроен механизм, стимулирующий снижение издержек сетевых компаний.
Эксперты говорят, что не менее 52% сетей уже выработало один нормативный срок, составляющий 25 лет, а 7% — отметили «золотой юбилей». И даже рядовой получатель коммунальных услуг сегодня знает: ветхие трубы преклонного возраста – главная проблема «коммуналки». И если не начать решать её в самое ближайшее время, через несколько лет положение станет критическим.
Один из способов - переход на новый метод тарифного регулирования. Это позволит инвестировать в коммунальное хозяйство без кратного роста тарифов для потребителей. И межмуниципальный оператор водоканального хозяйства «Группа Коммунальные технологии», под управлением которого находятся ОАО «Миассводоканал», ОАО «Энергосистемы» и ООО «Златоустовский «Водоканал» совместно с администрациями ведёт подготовку по формированию необходимой документации для проведения инвестиционных конкурсов в муниципальных образованиях. Данная работа позволит избежать резкого ценового скачка, так как финансовая нагрузка на возврат капиталовложений, необходимых для развития коммунального комплекса, распределяется в тарифе на долгосрочный период – до 20 лет.
С переходом на новую методику тарифного регулирования предприятий ООО «Группа Коммунальные технологии» удастся удовлетворить потребность в инвестициях и решить одну из основных проблем региональной инфраструктуры: износ коммунального хозяйства, а также привлечь дополнительные инвестиции за счет инвесторов.
Подробную информацию об утвержденных тарифах на 2011 год можно узнать на сайте предприятия ОАО «Энергосистемы» www.satkavoda.ru .