Заключение от 20.03.2011 по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта постановления Правительства РФ «О порядке проведения (осуществления) государственного жилищного контроля (надзора) в Российской Федерации».
Проект постановления опубликован на сайте на странице http://www.minregion.ru/documents/draft_documents/853.html сайта http:// www.minregion.ru
Дата размещения Проекта распоряжения на сайте - 14.03.2011
Дата окончания срока проведения независимой антикоррупционной экспертизы - 29.03.2011.
Заключение направлено в Министерстово регионального развития Российской Федерации
- электронной почтой
- почтой России по адресу - ГСП-4, 127994, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, дом 10/23, строение 1.
Экспертиза проведена инициативно Агеевым Владимиром Афанасьевичем, аккредитованным в качестве независимого эксперта, уполномоченным на проведение экспертизы на коррупциогенность распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 27.01.2010 № 305 – р, имеющим свидетельство об аккредитации Министерства Юстиции РФ от 29.01.2010 № 683.
Сайт http://www.exp43.ru/
Адрес электронной почты Е-mail: exp43@ yandex.ru.
По результатам экспертизы оформлено заключение в соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 18.05.2009 № 136 «Об организации работы по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции»
Методология экспертизы включала аналитические процедуры, предусмотренные частью второй статьи 1 и пунктом 2 части статьи 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в их нормативном единстве с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 (далее (далее - Методика экспертизы).
Проектом постановления должно быть утверждено Положение о государственном жилищном контроле (надзоре) в Российской Федерации (Госжилконтроль) – далее Положение.
В результате экспертизы установлено, что в Положении содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом г) части 3 Методики антикоррупционной экспертизы.
В силу пункта 1 Положения оно устанавливает порядок осуществления Государственного жилищного контроля (надзора) в Российской Федерации и требования к организации Государственного жилищного контроля (надзора) в Российской Федерации.
Согласно пункта 8 Положения государственный жилищный контроль (надзор) в субъектах Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном высшим должностным лицом (руководителем исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации Государственного жилищного контроля (надзора) в Российской Федерации, установленных настоящим Положением.
Таким образом, пункт 8 Положения содержит норму, предоставляющую высшему должностному лицу (руководителем исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ право самостоятельно устанавливать порядок осуществления государственного жилищного контроля, который определен Правительством РФ (пункт 1 Положения), что свидетельствует о чрезмерной свободу подзаконного нормотворчества: - наличие бланкетных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти принявшего первоначальный нормативный правовой акт (коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом г) части 3 Методики антикоррупционной экспертизы).
В результате экспертизы установлено также, что в 23 Положении содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом д) части 3 Методики антикоррупционной экспертизы.
В силу пункта 23 Положения спорные вопросы в рамках исполнения действующего законодательства в сфере жилищных отношений по обеспечению прав граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использовании и сохранности жилищного фонда рассматриваются. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.
Указанная норма не соответствует Конституции РФ. Согласно части 1 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Положение выходит за пределы компетенции Правительства Российской Федерации, так как лишает гражданина возможности обращения в суд для защиты своих прав при спорных вопросах в рамках исполнения действующего законодательства в сфере жилищных отношений по обеспечению своих прав при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использовании и сохранности жилищного фонда (коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом д) части 3 Методики антикоррупционной экспертизы - принятие нормативного правового акта за пределами компетенции).
Способы устранения коррупциогенного фактора
Руководствуясь частью третьей статьи 5 Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003, частью второй статьи 5 закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предлагаю
- для устранения коррупциогенного фактора предусмотренного пунктом г) части 3 Методики антикоррупционной экспертизы) пункт 8 Положения изложить в следующей редакции: «государственный жилищный контроль (надзор) в субъектах Российской Федерации осуществляется с учетом требований к организации Государственного жилищного контроля (надзора) в Российской Федерации, установленных настоящим Положением».
. - для устранения коррупциогенного фактора предусмотренного пунктом г) части 3 Методики антикоррупционной экспертизы) часть 1 пункта 23 Положения изложить в следующей редакции: «Спорные вопросы в рамках исполнения действующего законодательства в сфере жилищных отношений по обеспечению прав граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использовании и сохранности жилищного фонда рассматриваются. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации органами прокурорского надзора и судебными инстанциями.»
Независимый эксперт, уполномоченный на проведение экспертизы на коррупциогенность В.А.Агеев
История:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 1994 года N 1086
(с изменениями на 13 октября 1997 года)
О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации
В связи с переходом на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг и в целях обеспечения государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Согласиться с предложением Министерства строительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о создании государственной жилищной инспекции в Российской Федерации.
2. Установить, что государственная жилищная инспекция в Российской Федерации состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных инспекций субъектов Российской Федерации.
3. Утвердить прилагаемое Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации.
4. Образовать в Министерстве строительства Российской Федерации Главную государственную жилищную инспекцию без увеличения численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата этого Министерства.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Главной государственной жилищной инспекцией образовывать государственные жилищные инспекции территорий.
5. Министерству строительства Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в 2-месячный срок подготовить предложения об административной ответственности за нарушения требований и норм по содержанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда, предусмотрев предоставление субъектам Российской Федерации права установления мер административного воздействия, и порядок применения штрафных санкций за указанные нарушения.
Председатель Правительства
Российской Федерации В. Черномырдин
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 сентября 1994 г. N 1086
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации
(с изменениями на 13 октября 1997 года)
2. Система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.
3. Главная государственная жилищная инспекция и органы государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации (далее государственная жилищная инспекция) в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами, иными правовыми нормативными актами органов государственной власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, приказами Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике, а также настоящим Положением.
Государственная жилищная инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с учетом закрепленного в Конституции Российской Федерации права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
4. Главная государственная жилищная инспекция выполняет следующие основные функции:
координирует и организует работу государственной жилищной инспекции по контролю за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;
анализирует отчетные, статистические данные, результаты проверок на местах, другие информационные материалы и на их основе подготавливает предложения по совершенствованию эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, переходу на договорные отношения, развитию конкурентной среды, улучшению работы государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации, осуществлению перехода к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг, стимулированию процессов участия населения в управлении жилищным фондом, сохранности и улучшению его использования, содержания и ремонта;
разрабатывает нормативно-методическую документацию по вопросам деятельности государственной жилищной инспекции;
осуществляет контроль за разработкой, совершенствованием и изданием ведомственных нормативных документов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;
осуществляет работу по подбору, профессиональной подготовке и переподготовке кадров органов государственной жилищной инспекции ;
участвует в разработке нормативно-правовых документов, определяющих порядок использования, ремонта и содержания жилищного фонда.
5. Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль:
за использованием жилищного фонда и придомовых территорий;
за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
за санитарным состоянием помещений жилищного фонда в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;
за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
за рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды;
за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.);
за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями;
за проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
за выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения;
за избранием домовладельцами способа управления кондоминиумом;
за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов.
6. Органы государственной жилищной инспекции имеют право:
проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением;
давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;
давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда;
выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;
вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях;
в порядке и на условиях, устанавливаемых органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, применять финансовые санкции за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовых территорий и неисполнение предписаний об устранении выявленных недостатков;
рассматривать дела о правонарушениях и налагать штраф в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2963), на домовладельцев граждан и организации, а также на должностных лиц, уполномоченных представлять интересы собственника в кондоминиуме в порядке, установленном главой 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях;
участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции.
7. Руководитель Главной государственной жилищной инспекции Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации назначается Правительством Российской Федерации по представлению Министра Российской Федерации - председателя Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике.
Заместители Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации назначаются Министром Российской Федерации - председателем Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике по представлению Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации.
Руководители государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации назначаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Главной государственной жилищной инспекцией.
8. Государственные жилищные инспектора несут персональную ответственность за неисполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.
9. Спорные вопросы по решениям должностных лиц органов государственной жилищной инспекции рассматриваются руководителем соответствующей инспекции или Главной государственной жилищной инспекцией, а на решения Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации - Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике.
В случае несогласия предприятий, организаций, учреждений с решением о приостановлении, ограничении или прекращении их деятельности оно может быть обжаловано в суд или арбитражных суд.
Рассмотрение споров не приостанавливает выполнение обжалуемых решений.
10. Органы государственной жилищной инспекции для выполнения возложенных на них задач и функций обеспечиваются производственными помещениями, средствами связи, транспортом, техническими средствами контроля и другими материально-техническими ресурсами соответствующими органам исполнительной власти.
11. Государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют расчетный счет в банке, бланки и печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Финансирование деятельности органов государственной жилищной инспекции осуществляется за счет соответствующих бюджетов и отчислений от применяемых финансовых санкций и других источников финансирования.
12. Государственные жилищные инспектора имеют служебные удостоверения единого образца, форма которых утверждается Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.