В конце ноября 2010 года внимание общественности оказалось приковано к коммунальному скандалу, причиной которого стало решение Жилищного комитета Санкт-Петербурга выставить горожанам дополнительный счет за тепло, отпущенное прошлой зимой. Последовавшая реакция населения была столь бурной, что город оказался на грани социального конфликта. Очевидно, что раз и навсегда уйти от подобных проблем позволит обязательная установка в жилых домах теплосчетчиков и переход к оплате тепла строго в соответствии с его реальным потреблением. Кстати, именно такой порядок закреплен принятым год назад законом «Об энергосбережении»[1]. Однако выполнение его требований в срок[2] остается под большим вопросом. Но все же многое сегодня зависит от самих собственников и эксплуатирующих организаций.
«Плата за прошлогодний снег»
Так называют петербуржские СМИ 13-ю квитанцию, которую должны получить в этом году жители города[3]. Энергетики северной столицы с таким определением не согласны, называют меру вынужденной и ответственность за сложившуюся ситуацию списывают на погодные аномалии: морозы прошлой зимой были настолько лютыми, что для обогрева города потребовалось гораздо больше тепла, чем заложено в усредненный норматив.
Однако и горожанам есть, что на это ответить. По словам некоторых жителей Санкт-Петербурга, прошлой зимой они не были обеспечены теплом, за которое им теперь предлагают доплатить. «Мы в прошлом году замерзали в своих квартирах с чуть теплыми батареями, так и в этом году отопления нормального все еще нет», - так комментирует решение городских властей Мария, участница интернет-дискуссии о долгах за отопление. Другой участник обсуждения резонно замечает, что за несколько предшествующих отопительному сезону 2009-2010 гг. теплых зим, когда энергии на отопление должно было расходоваться значительно меньше, чем положено по нормативу, денег горожанам никто не возвращал. Поднимает этот вопрос в своем обращении к губернатору Санкт-Петербурга и депутат городского парламента Олег Нилов[4].
Чем бы ни закончилось противостояние, очевидно, что аргументировано доказать свою правоту сегодня не может ни одна из сторон, так как расход тепловой энергии на отопление большинства жилых домов в Санкт-Петербурге никак не контролируется. И даже если принять за отправную точку показания приборов учета на стороне теплоснабжающей организации, то невозможно определить, какая часть тепла дошла до мест назначения, а какая была потеряна по дороге из-за аварий, утечек и плохой теплоизоляции магистральных трубопроводов.
Описанный случай - далеко не единственный. Очень часто заложниками подобных ситуаций становятся управляющие компании, обвиняемые в нецелевом использовании собираемых с населения платежей за отопление, причем не только потребителями, но, зачастую, и теплоснабжающими организациями. Не далее как в марте 2010 года подобный инцидент произошел в Краснотурьинске Свердловской области, где конфликт между УК «Наш дом» и ЗАО «УралТЭК» перерос в нескончаемую череду судебных разбирательств[5].
Разорвать порочный круг
Раз и навсегда прекратить споры о том, кто кому больше должен, позволит только тотальное оснащение жилого фонда страны теплосчетчиками. «При их отсутствии жильцы вынуждены покупать услугу зачастую сомнительного качества по фиксированной цене, - объясняет Татьяна Кислякова, директор по продажам и маркетингу российского представительства компании Kamstrup, мирового лидера по производству приборов учета тепла. - Есть тепло в доме или нет - норматив остается неизменным. Если же жители рассчитываются за отопление по теплосчетчику, то не существует самого повода для разногласий, так как тепло оплачивается именно в том объеме, в котором оно было получено. Поэтому ни один подобный конфликт не затрагивает ту часть жилого фонда, которая была оборудована приборами учета».
Казалось бы, вступивший в силу в конце 2009 года закон «Об энергосбережении» должен был поставить точку в этом вопросе, так как предусматривает обязательную установку теплосчетчиков на всех объектах российского коммунального комплекса до 1 января 2012 года. Однако прошла уже половина отпущенного срока, а на приборный учет перешли только отдельные города, пересчитать которые можно по пальцам.
В ходе состоявшегося 23 ноября в Сыктывкаре выездного заседания Госсовета по развитию жилищно-коммунального хозяйства руководитель Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин предложил перенести установленный законом № 261-ФЗ срок всеобщего перехода на приборный учет еще на 3 года вперед, ссылаясь, в числе прочего, на недостаток квалифицированных кадров для выполнения поставленной задачи. Однако президент Дмитрий Медведев это предложение отклонил[6]. По мнению главы государства, выполнение требований закона нужно форсировать.
Возможно, облегчить эту задачу мог бы пересмотр некоторых спорных положений законодательства. Например, согласно Жилищному кодексу РФ и закону «Об энергосбережении», общедомовые приборы учета тепла, как часть коллективного имущества, принадлежат собственникам, поэтому устанавливать их они должны сами и за свой счет. Очевидно, что без привлечения сторонних подрядчиков это невозможно. К тому же, проект узла учета в обязательном порядке должен быть согласован с теплоснабжеющей организацией. «Это принципиально неверная позиция, - считает депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Зоя Заушникова. - Счетчики должны устанавливать поставщики (тепла - прим. ред.), подобно тому, как владелец магазина сам покупает и настраивает весы». «В развитых странах Европы, например, в Дании тепловые компании самостоятельно приобретают и устанавливают приборы учета, а затем по их показаниям получают оплату своих услуг, - добавляет Татьяна Кислякова (Kamstrup). - России необходимо идти по этому же пути. Что касается стоимости теплосчетчиков, то для потребителей она должна быть включена в тариф».
Действительно, теплосети получили бы возможность самостоятельно формировать парк однотипных приборов учета тепла, исходя из своих технических соображений, необходимость в согласовании проектов (ставших типовыми) исчезла бы полностью, а собственникам не пришлось бы принимать участие в решении чисто технических вопросов.
Однако на данный момент такая практика идет вразрез с действующим Жилищным кодексом. И поэтому единственной стороной, способной ускорить процесс, остаются управляющие компании и ТСЖ, которые имеют возможность консолидировать усилия собственников вокруг решения проблемы приборного учета, а также способны (при желании) привлекать средства сторонних инвесторов (или свои собственные) для реализации энергосберегающих мероприятий, в том числе по установке теплосчетчиков. Недаром в одном из своих последних выступлений, посвященных проблемам ЖКХ, Дмитрий Медведев отметил, что именно управляющие компании призваны навести порядок в коммунальной сфере[7].
Семь раз отмерь
О том, насколько упрощает жизнь жильцов и коммунальщиков приборный учет тепла, красноречиво свидетельствуют практический опыт. Например, жильцы многоквартирного дома № 4 по улице Победы в городе Зубцов Тверской области уже несколько месяцев рассчитываются по показаниям ультразвукового прибора учета MULTICAL®. По нормативу за январь-сентябрь 2010 г. они заплатили бы за отопление почти 1,2 миллиона рублей. По счетчику получилось немногим более 500 тысяч. Таким образом, реальное потребление тепла оказалось более чем в два раза ниже нормативного. Стоимость самого прибора, с учетом расходов на монтаж, составила менее 200 тысяч рублей.
Итак, разница может оказаться приличной. При согласии жильцов и УК, сэкономленные деньги могут быть пущены на другие энергосберегающие мероприятия, например, на утепление стен, замену окон и кровли. Квартплата сегодня для многих высока, дополнительно оплачивать ремонтные работы у жильцов часто нет возможности, а так они смогут делать это за счет экономии на платежах за отопление.
Однако стоит помнить, что, как и любое инженерное оборудование, счетчик счетчику рознь. И необдуманный выбор оборудования не только не решит имеющихся проблем, но может создать новые. «В своей практике мы систематически сталкиваемся с ненадежностью продукции ряда отечественных производителей, - говорит Игорь Поляков, инженер-теплотехник ПКП «Девятый трест» (г. Ижевск). - Проработав 1-2 года, счетчик выходит из строя и требует замены. Если посчитать суммарную стоимость всех приборов, которые придется сменить за 10-15 лет, то становится очевидной бессмысленность рассуждений об экономии за счет невысокой цены оборудования. К сожалению, людям свойственна привычка учиться только на своих ошибках: обычно после первой же поломки клиенты сами просят нас установить качественный теплосчетчик».
Подтверждает это и опыт уже упоминавшегося выше Зубцова. «Первый, «экспериментальный» для нашего города, узел учета, смонтированный в доме № 37 по улице Победы, был оборудован отечественным теплосчетчиком, питающимся от электросети, - рассказывает глава городской администрации Руслан Васильев. - Через некоторое время вокруг этого узла учета разгорелся конфликт, когда прибор случайно отключили от сети, в результате показания в течение месяца вообще не снимались. Платить по фиксированному тарифу жильцы отказались, дело чуть не дошло до суда. Урегулирование конфликта потребовало значительных усилий от городской администрации. После чего мы стали искать приборы с автономным питанием и не требующие регулярного технического обслуживания. Один из подрядчиков, компания «Протос», смог предложить устраивающий нас вариант - приборы учета датского производителя Kamstrup с автономным питанием. Об их ультразвуковом теплосчетчике MULTICAL® мы получили положительные отзывы, свидетельствующие, что он служит не меньше 10-15 лет».
Конфликты, возникающие на коммунальной почве, не способствуют укреплению общественной стабильности и являются одним из факторов, способных привести страну к коммунальной катастрофе, об опасности которой предупреждает президент Дмитрий Медведев[8]. Скорейшее внедрение приборного учета всех потребляемых ресурсов, и в первую очередь тепла, позволит во многом нормализовать ситуацию в отрасли. И без активного участия эксплуатирующих организаций и самих собственников здесь не обойтись.
[1] Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 23 ноября 2009 г.
[2] В частности, повсеместная установка приборов учета до 1 января 2012 года.
[3] http://www.baltinfo.ru/2010/11/22/Peterburzhtcam-predlagayut-platit-za-proshlogodnii-sneg-173620
[4] http://www.mypiter.name/catalog/169/91909/
[5] http://www.gkh-res.ru/AllDocs/INFO-839CMV050310494
[6] http://raionka.perm.ru/news/2010/11/25/1061/